1. Оценить эту статью
      0/5,
      0 голос(-а,-ов)
      Известно, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Для фотографа-рыболова это особенно актуально, ведь ситуация на рыбалке никогда не повторяется, и бывает очень обидно, когда при рассматривании фотографии видишь, что снимок испорчен и исправить его нет никакой возможности. Для себя, конечно, его можно оставить, но показывать другим как-то не хочется.

      Конечно, ошибок бывает очень много, они разнообразны и часто видны только при внимательном рассмотрении готового снимка. Но есть типичные ошибки, которые повторяются очень часто, причем у разных фотографов. Одна из типичных ошибок – «заваленный горизонт» описана ранее. Характерной чертой этой ошибки является легкость ее исправления почти без потерь в качестве всего снимка. К сожалению, другие ошибки либо вообще невозможно устранить, либо это сделать очень сложно.

      1. Такой ошибкой, которая по частоте стоит на втором месте после наклона горизонта, является обрезание частей снимаемого объекта, в первую очередь – людей. По интернету гуляет огромное количество «инвалидов» - людей с отрубленными руками, ногами и даже головой (фото 1).
      Фото 1.JPG
      Если этот снимок частично еще можно исправить, убрав верхнюю часть с ногами без туловищ, то приделать ноги сидящему рыболову, увы, не удастся. А ведь достаточно было отойти на пару шагов, чтобы и рыболов был целиком в кадре и, одновременно, проявился бы дальний план с палатками и рыбаками, что добавило бы снимку глубину и информативность. На фото 2 покалеченной уже оказалась собака, хотя в данном случае можно было даже не менять место, а просто поместить все в кадр, слегка наклонив аппарат или присев.
      Фото 2..jpg
      Конечно, сказанное вовсе не означает, что снимать людей можно только в полный рост. Удачны бывают поясные портреты, но в этом случае нужно стремиться, чтобы в кадр помещались, например, кисти рук. На фото 3 имеется сразу несколько ошибок отрезания: обрублены кисти рук у человека, а у его соседа виден только затылок. Это редкий случай, когда снимок еще можно спасти, создав погрудный портрет путем вырезания часть кадра (фото 4).
      Фото 3.jpg
      Фото 4.jpg
      Вообще, наиболее удручающее впечатление производит обрезка «краев» снимаемого объекта, то есть кистей рук, ступней ног, верхней части головы, затылка. Нежелательны в кадре также ноги и руки без туловищ, либо отрезанная нижней рамкой голова. У рыбы не следует отрезать хвост.

      Неудачно «обрезать» можно не только человека, но и пейзаж, как это видно из фото 5.
      Фото 5.jpg
      Даже, если бы на мосту не было «обрезанных» людей, выбранный ракурс на фото 5 очень неудачен, тогда как сам пейзаж наверняка производил сильное впечатление. Не следует обрезать купола зданий, головы памятников и других архитектурных сооружений (фото 6).
      Фото 6.JPG
      Желательно не обрезать и верхушки деревьев, например, на фото 7 обрезанные сверху деревья буквально испортили довольно эффектную картину.
      Фото 7.jpg
      2. Следующей ошибкой является «накладка» разных элементов изображения, которая встречается достаточно часто, например, «растущее» из головы или из плеч дерево (фото 8), или вылезающая из ушей линия горизонта.
      Фото 8.jpg
      В результате снимок получается крайне невнятным и неряшливым. Чаще всего это происходит, когда совмещаются разноплановые объекты, находящиеся на разном расстоянии от снимающего. Фотограф фокусирует свое внимание на объекте переднего плана, не обращая внимания на окружающее. На фото 9 подвесной мост полностью сливается с береговой линией на заднем плане, так что с первого взгляда и не поймешь, где находится берег и как расположен мост.
      Фото 9.jpg
      Съемка с другой стороны моста практически ничего не меняет, в этом случае нужно кардинально поменять точку съемки (фото 10).
      Фото 10.jpg
      Не редки также случаи, когда человек, находящийся на заднем плане, как бы сидит на плечах или голове основного объекта изображения.

      3. Большая часть неудачных снимков связана с эффектами освещения. Свет – основной изобразительный инструмент фотографии, он может как сделать фотографию великолепной, так и испортить ее.
      Особенно это касается съемки при ярком солнце. Здесь часто бывает очень высокий контраст между светлыми и темными частями снимка, при этом предметы, находящиеся в тени, оказываются не проработанными. В первую очередь это касается съемки против солнца (фото 11).
      Фото 11.JPG
      Даже, если лицо человека осветлить в соответствующем фоторедакторе, на снимке в теневой области появятся большие шумы, и фотография все равно останется некачественной.
      Аналогичный эффект получается при съемке людей в шляпах, даже, если солнце находилось сбоку (фото 12). Вообще, я крайне не рекомендую фотографировать людей с надетыми головными уборами, такие снимки могут получиться только, если есть какой-нибудь дополнительный источник освещения, направленного спереди на лицо человека.
      Фото 12.JPG
      Может показаться, что лучше всегда делать съемку при нахождении солнца сзади фотографа, однако это не так. Здесь подстерегает опасность в виде теней, ложащихся от самого фотографа (фото 13).
      Фото 13.jpg
      Остается только поражаться, насколько широко распространена эта ошибка. Она возникает потому, что тень – как бы нематериальный объект, она для фотографа прозрачна и не мешает восприятию кадра, а вот на самом отпечатке – тень – такой же предмет, как и все остальные, да еще в силу своих четких, неразмытых границ она буквально приковывает к себе взгляд. Тень от фотографа в кадре иногда появляется даже при боковом освещении, но при освещении сзади – появляется всегда, поэтому приучите себя никогда не фотографировать на ярком солнце, если оно находится у вас за спиной.

      Еще один негативный эффект, связанный с освещением, это лучи солнца, направленные прямо в объектив фотоаппарата. В этом случае появляются разноцветные пятна и круги, вызванные отражением света от внутренних линз объектива. От этого не спасает даже тень от деревьев, как это видно на фото 14 (пятно слева внизу).
      Фото 14.jpg
      4. Еще одним классом ошибок, проявляющихся при съемке, является использование настроек фотоаппарата, не соответствующих моменту съемки.
      Например, если фотограф использует ручные настройки, то он может попросту забыть о том, какие из настроек он применял во время предыдущей съемки. Снимок на фото 15 выполнен при ранее установленных ручных настройках ISO для съемки в вечернее время. Количество света оказалось настолько большим, что даже минимальная выдержка и максимальная диафрагма оказались не в состоянии компенсировать высокую светочувствительность матрицы. То же самое может произойти при несоответствующем выставлении одного из режимов, требующих ручной настройки.
      Фото 15.JPG
      В то же время, это может так же произойти, если Вы фотографируете на предустановленных режимах (пейзаж, снег, закат, макро и пр.), и забыли сбросить настройки при последующей съемке.
      Я не рекомендую использовать режим «авто», если Вашей целью является получение качественных снимков, но, в то же время, сильно испортить кадр в этом режиме Вам не удастся. Поэтому при любых настройках, которые Вы делали в процессе съемки, по ее окончании желательно вернуться в автоматический режим, тогда внезапно возникшее желание что-либо сфотографировать не застанет Вас врасплох.

      Достаточно часто ошибки как бы «складываются» и тогда получаются совершенно ужасные снимки, сделанные, к великому сожалению, в неповторимые мгновения (фото 16, 17).
      Фото 16.jpg
      На фото 16 от рыболова остались одни ноги, тень от фотографа практически доминирует в кадре, морской ерш, который, по-видимому, и был объектом съемки, «загнан» под верхний обрез кадра.
      Фото 17.JPG
      Фото 17 вообще совместило все ошибки. У рыболова отрезана одна ступня, тень от фотографа динамична, создается впечатление ее движения, тень от руки уродует нижнюю часть лица, тень от шляпы закрывает лоб, а пойманный сарган так «удачно» совмещен с краем жилета, что найти рыбу на снимке сродни головоломке.

      В процессе съемки возможны и другие ошибки, которые мы будем разбирать в конкретных примерах, но описанные в настоящей статье наиболее типичны, часто повторяются и, самое главное, практически не подлежат исправлению программными средствами.

      А ведь абсолютно ничего не стоило сделать все сразу правильно при съемке.
      Суммируя, можно дать несколько важных советов: не обрезайте людей, природных объектов и архитектурных сооружений; обращайте внимание на соотношение объектов в кадре, а не только на главный объект съемки; не фотографируйте против солнца (кроме тех случаев, когда нужны спецэффекты); следите за нахождением теней в кадре; перед тем, как нажать на кнопку спуска, бросьте взгляд на настройки меню.
      Я буду еще не раз давать следующий совет, потому что от его реализации зависит очень многое: при съемке смотрите не на объект, а на монитор фотоаппарата, постарайтесь представить себе, как это будет выглядеть в большом масштабе и особенно обращайте внимание на края кадра.
  • Загрузка...
© XenZine Articles from Pick a Tutor