Известно, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Для фотографа-рыболова это особенно актуально, ведь ситуация на рыбалке никогда не повторяется, и бывает очень обидно, когда при рассматривании фотографии видишь, что снимок испорчен и исправить его нет никакой возможности. Для себя, конечно, его можно оставить, но показывать другим как-то не хочется.
Конечно, ошибок бывает очень много, они разнообразны и часто видны только при внимательном рассмотрении готового снимка. Но есть типичные ошибки, которые повторяются очень часто, причем у разных фотографов. Одна из типичных ошибок – «заваленный горизонт» описана ранее. Характерной чертой этой ошибки является легкость ее исправления почти без потерь в качестве всего снимка. К сожалению, другие ошибки либо вообще невозможно устранить, либо это сделать очень сложно.
1. Такой ошибкой, которая по частоте стоит на втором месте после наклона горизонта, является обрезание частей снимаемого объекта, в первую очередь – людей. По интернету гуляет огромное количество «инвалидов» - людей с отрубленными руками, ногами и даже головой (фото 1).
![]()
Если этот снимок частично еще можно исправить, убрав верхнюю часть с ногами без туловищ, то приделать ноги сидящему рыболову, увы, не удастся. А ведь достаточно было отойти на пару шагов, чтобы и рыболов был целиком в кадре и, одновременно, проявился бы дальний план с палатками и рыбаками, что добавило бы снимку глубину и информативность. На фото 2 покалеченной уже оказалась собака, хотя в данном случае можно было даже не менять место, а просто поместить все в кадр, слегка наклонив аппарат или присев.
![]()
Конечно, сказанное вовсе не означает, что снимать людей можно только в полный рост. Удачны бывают поясные портреты, но в этом случае нужно стремиться, чтобы в кадр помещались, например, кисти рук. На фото 3 имеется сразу несколько ошибок отрезания: обрублены кисти рук у человека, а у его соседа виден только затылок. Это редкий случай, когда снимок еще можно спасти, создав погрудный портрет путем вырезания часть кадра (фото 4).
![]()
![]()
Вообще, наиболее удручающее впечатление производит обрезка «краев» снимаемого объекта, то есть кистей рук, ступней ног, верхней части головы, затылка. Нежелательны в кадре также ноги и руки без туловищ, либо отрезанная нижней рамкой голова. У рыбы не следует отрезать хвост.
Неудачно «обрезать» можно не только человека, но и пейзаж, как это видно из фото 5.
![]()
Даже, если бы на мосту не было «обрезанных» людей, выбранный ракурс на фото 5 очень неудачен, тогда как сам пейзаж наверняка производил сильное впечатление. Не следует обрезать купола зданий, головы памятников и других архитектурных сооружений (фото 6).
![]()
Желательно не обрезать и верхушки деревьев, например, на фото 7 обрезанные сверху деревья буквально испортили довольно эффектную картину.
![]()
2. Следующей ошибкой является «накладка» разных элементов изображения, которая встречается достаточно часто, например, «растущее» из головы или из плеч дерево (фото 8), или вылезающая из ушей линия горизонта.
![]()
В результате снимок получается крайне невнятным и неряшливым. Чаще всего это происходит, когда совмещаются разноплановые объекты, находящиеся на разном расстоянии от снимающего. Фотограф фокусирует свое внимание на объекте переднего плана, не обращая внимания на окружающее. На фото 9 подвесной мост полностью сливается с береговой линией на заднем плане, так что с первого взгляда и не поймешь, где находится берег и как расположен мост.
![]()
Съемка с другой стороны моста практически ничего не меняет, в этом случае нужно кардинально поменять точку съемки (фото 10).
![]()
Не редки также случаи, когда человек, находящийся на заднем плане, как бы сидит на плечах или голове основного объекта изображения.
3. Большая часть неудачных снимков связана с эффектами освещения. Свет – основной изобразительный инструмент фотографии, он может как сделать фотографию великолепной, так и испортить ее.
Особенно это касается съемки при ярком солнце. Здесь часто бывает очень высокий контраст между светлыми и темными частями снимка, при этом предметы, находящиеся в тени, оказываются не проработанными. В первую очередь это касается съемки против солнца (фото 11).
![]()
Даже, если лицо человека осветлить в соответствующем фоторедакторе, на снимке в теневой области появятся большие шумы, и фотография все равно останется некачественной.
Аналогичный эффект получается при съемке людей в шляпах, даже, если солнце находилось сбоку (фото 12). Вообще, я крайне не рекомендую фотографировать людей с надетыми головными уборами, такие снимки могут получиться только, если есть какой-нибудь дополнительный источник освещения, направленного спереди на лицо человека.
![]()
Может показаться, что лучше всегда делать съемку при нахождении солнца сзади фотографа, однако это не так. Здесь подстерегает опасность в виде теней, ложащихся от самого фотографа (фото 13).
![]()
Остается только поражаться, насколько широко распространена эта ошибка. Она возникает потому, что тень – как бы нематериальный объект, она для фотографа прозрачна и не мешает восприятию кадра, а вот на самом отпечатке – тень – такой же предмет, как и все остальные, да еще в силу своих четких, неразмытых границ она буквально приковывает к себе взгляд. Тень от фотографа в кадре иногда появляется даже при боковом освещении, но при освещении сзади – появляется всегда, поэтому приучите себя никогда не фотографировать на ярком солнце, если оно находится у вас за спиной.
Еще один негативный эффект, связанный с освещением, это лучи солнца, направленные прямо в объектив фотоаппарата. В этом случае появляются разноцветные пятна и круги, вызванные отражением света от внутренних линз объектива. От этого не спасает даже тень от деревьев, как это видно на фото 14 (пятно слева внизу).
![]()
4. Еще одним классом ошибок, проявляющихся при съемке, является использование настроек фотоаппарата, не соответствующих моменту съемки.
Например, если фотограф использует ручные настройки, то он может попросту забыть о том, какие из настроек он применял во время предыдущей съемки. Снимок на фото 15 выполнен при ранее установленных ручных настройках ISO для съемки в вечернее время. Количество света оказалось настолько большим, что даже минимальная выдержка и максимальная диафрагма оказались не в состоянии компенсировать высокую светочувствительность матрицы. То же самое может произойти при несоответствующем выставлении одного из режимов, требующих ручной настройки.
![]()
В то же время, это может так же произойти, если Вы фотографируете на предустановленных режимах (пейзаж, снег, закат, макро и пр.), и забыли сбросить настройки при последующей съемке.
Я не рекомендую использовать режим «авто», если Вашей целью является получение качественных снимков, но, в то же время, сильно испортить кадр в этом режиме Вам не удастся. Поэтому при любых настройках, которые Вы делали в процессе съемки, по ее окончании желательно вернуться в автоматический режим, тогда внезапно возникшее желание что-либо сфотографировать не застанет Вас врасплох.
Достаточно часто ошибки как бы «складываются» и тогда получаются совершенно ужасные снимки, сделанные, к великому сожалению, в неповторимые мгновения (фото 16, 17).
![]()
На фото 16 от рыболова остались одни ноги, тень от фотографа практически доминирует в кадре, морской ерш, который, по-видимому, и был объектом съемки, «загнан» под верхний обрез кадра.
![]()
Фото 17 вообще совместило все ошибки. У рыболова отрезана одна ступня, тень от фотографа динамична, создается впечатление ее движения, тень от руки уродует нижнюю часть лица, тень от шляпы закрывает лоб, а пойманный сарган так «удачно» совмещен с краем жилета, что найти рыбу на снимке сродни головоломке.
В процессе съемки возможны и другие ошибки, которые мы будем разбирать в конкретных примерах, но описанные в настоящей статье наиболее типичны, часто повторяются и, самое главное, практически не подлежат исправлению программными средствами.
А ведь абсолютно ничего не стоило сделать все сразу правильно при съемке.
Суммируя, можно дать несколько важных советов: не обрезайте людей, природных объектов и архитектурных сооружений; обращайте внимание на соотношение объектов в кадре, а не только на главный объект съемки; не фотографируйте против солнца (кроме тех случаев, когда нужны спецэффекты); следите за нахождением теней в кадре; перед тем, как нажать на кнопку спуска, бросьте взгляд на настройки меню.
Я буду еще не раз давать следующий совет, потому что от его реализации зависит очень многое: при съемке смотрите не на объект, а на монитор фотоаппарата, постарайтесь представить себе, как это будет выглядеть в большом масштабе и особенно обращайте внимание на края кадра.
Краткий курс фотографии для рыболовов. Фотосъемка. Типичные ошибки
Статья в категории 'Разное', написанная march-yu, 26.03.14.
В статье даны несколько важных советов для улучшения фотоснимка: не обрезать объекты съемки; не совмещать разноплановые объекты в кадре; не фотографировать против солнца; обращать внимание на тени в кадре; проверять настройки фотоаппарата.
-
-
Автор статьи march-yu, Найти все статьи march-yu
-
- Загрузка...
© XenZine Articles from Pick a Tutor