1. Оценить эту статью
      0/5,
      0 голос(-а,-ов)
      Юрий Марченко

      Краткий курс фотографии для рыболовов. Обработка. Кадрирование, обрезка, компоновка

      Кадрированием называется процесс вырезания из видимого изображения его части.
      Отсюда следует, что кадрировать можно как окружающий нас мир, так и непосредственно полученный снимок.
      В первом случае фотограф, используя монитор фотоаппарата или видоискатель, вырезает из видимого пространства ту его часть, которая кажется человеку наиболее значимой. Иногда он не в состоянии выделить такую часть, и делает ряд снимков, направляя объектив в разные стороны, в надежде при печати найти и выбрать лучший. Под термином «печать» я, здесь и в дальнейшем, буду понимать как печать на фотобумаге, так и любой другой способ представления, например, просмотр на мониторе компьютера.

      Умение видеть глазами окружающий мир «в рамке» очень важно для фотографа, но требует иногда многолетней практики и знания законов композиции. Тем самым в момент съемки кадрирование является одним из элементов композиции, о котором мы поговорим далее.

      Вначале обсудим кадрирование применительно уже к полученному изображению, что значительно проще, так как определенный отбор уже был осуществлен на стадии съемки. Фактически единственным способом такого кадрирования является обрезка краев снимка.

      При всей кажущейся простоте и ограниченности, обрезка является очень мощным средством организации пространства фотографии и способна придать снимку выразительность, изобразительность, информативность и даже красоту. В ряде случаев обрезка позволяет спасти, казалось бы, совершенно испорченный снимок.

      Здесь мне придется отойти от чисто утилитарного назначения настоящего курса для объяснения некоторых психологических моментов восприятия фотографии.
      Рыболов-фотограф должен понимать, что другие люди будут видеть в его снимках совсем не то, что видит он сам. Создатель фотографии не может отрешиться от объекта съемки даже по прошествии многих лет. Фактически он видит вовсе не изображение на экране монитора, он видит ту картину, которая привлекла его внимание в момент нажатия затвора, он слышит плеск воды, звон сигнализатора, крик пролетающих птиц, чувствует запах чабреца и полыни, и вновь переживает всю полноту охватывавших его эмоций.

      Для автора фотографии – снимок – это некоторое волшебное стекло, позволяющее ему вернуться в прошлое. И неважно, что стекло местами треснуто, местами замутнено, и даже искажает натуральные краски. Все это легко исправит воображение фотографа. И он искренне не понимает, почему другие люди не испытывают того же восторга.
      Совсем не так видят его фотографию другие люди, причем их реакция еще и сильно зависит от того, являются ли зрители рыболовами или нет. Например, вряд ли можно ожидать положительных эмоций от обычного зрителя при виде разинутой пасти щуки с воблером.
      Поэтому при использовании кадрирования и других приемов обработки изображений, автор просто обязан понимать, как тот или иной прием подействует на воспринимающую сторону. Некоторые думают, что снимок все скажет сам за себя. Нет, не скажет. К фотографии применимы те же законы восприятия, что и к предметам изобразительного искусства. Я не имею в виду так называемую «художественную фотографию», у которой совсем другие цели и задачи.
      Но даже при чисто репортажной, документальной съемке на рыбалке, у зрителя при первом, совершенно беглом взгляде на фотографию, должны возникнуть положительные эмоции. Эти эмоции возникают вовсе не от содержания снимка (дерево, рыба, рыбак и пр.), а от формы изображения, и связаны при этом с личным опытом зрителя, а не автора фотографии.

      Если же на снимке присутствует перекос, грязные тона, лишние предметы, неуравновешенность отдельных частей изображения, то первым впечатлением будет раздражение, а не удовольствие.

      Знание законов построения кадра и других композиционных приемов и дает возможность фотографу создать чисто техническими средствами некое подобие того самого волшебного стекла, через которое на изображение будут смотреть уже другие люди.

      Поэтому вторым шагом после выравнивания горизонта при обработке фотографий является простая обрезка.
      Простая обрезка в основном используется для того, чтобы убрать ненужные детали с фотографии, если эти детали оказались на краях снимка, а их ликвидация не приводит к искажению самого содержания фотографии.

      В качестве примера рассмотрим фотографию, показанную на фото 1.
      Фото .jpg
      Снимок делался против солнца, поэтому на фото появились засвеченные участки, портящие изображение. В то же время сам снимок чем-то дорог рыболову, он призван оставить в памяти место рыбалки, где он поймал огромного карася. Или он просто хочет продемонстрировать это место друзьям. Попробуем исправить этот снимок с помощью инструмента простой обрезки. Такой инструмент сегодня есть практически во всех, даже самых простейших фоторедакторах.
      Сначала при помощи мышки выделяем прямоугольную область, которую мы хотим оставить на снимке. Не обязательно стараться делать это сразу очень точно, так как при помощи стандартных приемов сдвижки углов, или боковых сторон, можно легко добиться нужного кадра.
      Новый снимок сохраняем под другим именем (фото 2).
      Фото _02.jpg
      Я рекомендую всегда оставлять исходные снимки нетронутыми, так как не исключено, что в будущем Вам захочется к ним вернуться и выполнить обрезку по другому или произвести другие действия редактирования.
      Видно, что в информативном плане снимок после обрезки ничего не потерял, а в изобразительном существенно выиграл. Можно сказать, что обрезка спасла испорченный снимок.

      Аналогичным образом при помощи обрезки можно убрать из кадра случайно попавшие туда предметы: мусор, беспорядочно брошенные вещи или ноги самого фотографа.

      Вторым назначением простой обрезки может быть не отрезание лишнего, а наоборот, создание крупного плана из фотографии с мелкими деталями.
      В качестве примера рассмотрим фото 3.
      Фото _03.jpg
      При съемке не было выполнено зуммирование, так как ситуация в освещении и движении заходящего солнца менялась очень быстро, и я боялся ее упустить. Кроме того, при съемке казалось, что важна вся видимая картина.
      Однако при рассмотрении отпечатка стало ясно, что я во время съемки даже не обратил внимания на присутствие людей на пирсе, которые хорошо оживляют снимок.
      Поэтому в дальнейшем было сделано вырезание части кадра (фото 4).
      Фото _04.jpg
      Обрезка в данном случае выполнила функции цифрового зуммирования. Каждый из полученных снимков имеет право на жизнь, то есть из одного снимка мы получили два разных равноценных изображения.
      Конечно, при этом пострадало качество разрешения, что, впрочем, всегда происходит при использовании цифрового зума. Повышение резкости увеличенного изображения можно сделать в последующем.


      Однако обрезка может играть и намного более существенную роль при кадрировании снимка. Для этого нужно использовать некоторые формальные законы зрительного восприятия.

      Обычной практикой фотографа является наводка на резкость по объекту, находящемуся в центре кадра. То есть фотограф использует видоискатель или монитор фотоаппарата как прицел оружия. Этому способствует также крестик или прямоугольник в центре монитора, который буквально требует наводки на предмет, находящийся в этой области.

      В результате скомпонованная таким образом фотография обычно имеет какой-нибудь объект по центру кадра, например, линия горизонта делит кадр посредине, или середина кадра заполнена вертикальными линиями, деревьями или людьми.
      В чем недостаток такой компоновки?
      Прежде всего, центральное размещение главного объекта делает все изображение плоским и статичным. Кадр теряет глубину и становится малоинтересным, скучным. Во вторых, линии по центру кадра делят этот кадр пополам, изображение как бы распадается на два разных кадра, взгляд смотрящего вынужден блуждать по фотографии, не зная, чему отдать предпочтение. Особенно это касается пейзажных фотографий, на которых, как правило, линия горизонта просто перерезает кадр пополам.
      Типичным примером является фото 5, на котором имеется и средняя горизонтальная линия, протянутая через весь кадр, и рыбак на лодке буквально «приклеен» к центру кадра.
      Фото _05.jpg
      Для повышения зрелищности снимка необходимо каким-то образом уйти от такого построения. Одним из широко распространенных методов является так называемое «правило третей». Само определение «правило» является мало удачным, так как правило предполагает постоянное применение, а «правило третей» является просто одним из возможных приемов формирования пространства, который позволяет исключительно простыми средствами улучшить снимок.

      С помощью сетки на мониторе «правило третей» реализовано в некоторых фотоаппаратах и позволяет применять его непосредственно в процессе съемки. Однако, «правило третей» можно применять уже к готовому снимку, используя специальную обрезку. Но следует всегда помнить, что любая обрезка удаляет часть информации изображения и ухудшает качество, поэтому нужно стремиться использовать это правило при съемке.

      Очевидно, что наилучшим способом для этого является использование специальных программ, которые позволяют делить кадр на трети автоматически. Одной из таких программ, например, является "Zoner Photo Studio".

      Для этого в меню «Вид» вкладки «Редактор» нужно выбрать «маркеры обрезки» → «трети». После этого нужно щелкнуть на пиктограмме «Обрезка» в левом столбце меню и выделить обрезаемую область.

      Не следует думать, что правило третей можно применять только к объектам, находящимся на линиях или пересечениях линий третей. Можно компоновать снимок по целым областям, образованным этими линиями, как показано на фото 6, 7.
      Фото _06.jpg
      Линия горизонта четко делит кадр пополам. Применим к этой фотографии «правило третей».
      Фото _07.jpg
      В результирующем изображении линия горизонта, совпадающая с линией противоположного берега реки, размещена на нижней горизонтальной линии «правила третей», а группы деревьев по краям кадра размещены внутри областей ограниченных вертикальными линиями этого правила. Эти операции позволили также существенно усилить впечатление от снятого пейзажа.

      «Правило третей» не основано на каких-то законах оптики или психологических законах восприятия, на самом деле оно является просто упрощенным вариантом так называемого принципа «золотого сечения».

      Человек воспринимает окружающий мир через формы предметов, а красоту формы – через гармоничное соотношение ее частей. В основе такой гармоничности лежит так называемое «золотое сечение».
      Не вдаваясь в теоретические тонкости и математические выкладки, можно упрощенно принять, что, если два отрезка прямой относятся друг к другу в соотношении 0,62:0,38, то они соответствуют золотому сечению.
      Понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, который позаимствовал его у египтян и вавилонян. Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Огромное значение золотому сечению придавали такие гиганты как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Принято считать, что рост человека делится в золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и других пропорциях человеческого тела, в том числе – в античных статуях. Отсюда видно, что красота для человека каким-то образом связана с пропорциями золотого сечения. Было бы просто глупо не использовать это свойство в композициях фотографических изображений.

      В то же время очевидно, что, в отличие от правила третей, соблюсти золотые пропорции непосредственно при фотографировании нереально. Для обработки уже готовых фотографий также можно использовать фоторедакторы, в частности "Zoner Photo Studio".
      Сделать это так же просто, как и для «правила третей», для этого в меню «Вид» вкладки «Редактор» нужно выбрать «маркеры обрезки» → «золотое сечение». Пример использования золотого сечения показан на фото 8, 9.
      Фото _08.jpg
      На исходном снимке фигура спиннингиста (фото 8) размещена точно по центру кадра. Части пространства справа и снизу от него явно лишние. Используя золотое сечение, мы помещаем эту фигуру в точку пересечения вертикальных и горизонтальных линий и получаем значительно более динамичный и гармоничный кадр (фото 9).
      Фото _09.jpg
      Теперь возникает вопрос – существует ли какое-то еще одно «правило», которое позволит выбрать метод компоновки: «правило третей» или «золотое сечение» в каждом конкретном случае. Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, попробуем применить оба правила к одной и той же фотографии (фото 10-12).
      Фото _10.jpg
      Фото _11.jpg
      Фото _12.jpg
      На исходном снимке (фото 10) фигура купающейся женщины теряется на фоне буйства облаков и их отражений, она как бы является просто частью пейзажа. На двух других изображениях эта фигура помещена в левую нижнюю точку пересечения для разных правил компоновки. При этом для «золотого сечения» (фото 11) женщина максимально останавливает на себе внимание, а по «правилу третей» (фото 12) кадр стал более динамичным. Следовательно, выбор конкретного метода лежит на самом фотографе. Я рекомендую делать композиционную обрезку разными методами, и затем сравнивать их с целью выбора лучшего кадра, по мнению автора.

      Композиционная обрезка является не техническим, а художественным приемом, и применение ее совершенно не обязательно. Все зависит от целей фотографа. Например, если целью рыболова является демонстрация воблера и пойманной с его помощью щуки, то было бы просто нелепо помещать эти объекты не в центр, а где-то снизу в углу кадра.

      Но отказ от применения рассмотренных методов компоновки может быть обусловлен и художественными задачами. Например, динамичность фотографии 13 определена не размещением группы деревьев со сдвижкой относительно центра кадра, а ощущением ветреной погоды за счет наклона деревьев.
      Фото _13.jpg
      Изображение на фото 14 в нарушение законов композиции четко по середине разделено вертикальным столбом, однако это не приводит к распаду кадра на две части.
      Фото _14.jpg

      Это происходит по двум причинам. Во-первых, основным смысловым объектом является не столб, а фигура женщины, на которой сразу же концентрируется внимание зрителя. Во-вторых, обе части снимка объединяет плоскость полиэтиленовой крыши, проходящая через весь кадр.

      Приведенные примеры показывают, что композиционная обрезка с помощью «правила третей» или «золотого сечения» являются мощным средством улучшения зрелищности фотографий, однако целесообразность их применения должна быть рассмотрена в каждом конкретном случае.
  • Загрузка...
© XenZine Articles from Pick a Tutor